понедельник, 16 августа 2010 г.

Этика пантеизма

Довольно часто можно услышать критику пантеизма, касающуюся этики. В действительности, пантеистическая этика имеет равное приложение как к природе, так и к миру людей.

Современные пантеисты убеждены в ошибочности антропоцентрического мировоззрения, которое является причиной множества проблем. Антропоцентризм является антитезой современному пантеизму, поскольку утверждает, что все в мире создано для служения человечеству и природа без человека ничтожна. Критерием ценности в антропоцентризме является полезность чего-либо (растения, животного, минерала) для человека.

В результате, к несчастью, подобные эксплуататорские критерии переходят также на человеческие отношения. Люди рассматривают других людей как средство для достижения собственых целей и исполнения своих желаний, нередко посредством дискриминации, злоупотреблений, насилия.

Как сказал Майкл Эндрю Фокс: "Трагедией современного человеческого восприятия действительности является восприятие окружающего мира не таким, какой он есть, но с позиции удовлетворения нужд. Воспринимай меня такой, как я есть, а не как ты желаешь меня использовать - это крик женщины. Это также крик дикой природы, волков, оленей, рек и деревьев."

Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого. Пантеисты выступают за почтительное отношение к Вселенной, включая уважение к человеческой и нечеловеческой жизни.

Многие религии признают "Золотое правило" нравственности. В конфуцианстве учат: "Что не желаешь себе, не делай другим". В христианстве звучит более позитивно: "Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой." В иудаизме заповедь: "Люби ближнего, как самого себя." В даосизме наиболее выражено в духе пантеизма: "Относись к достижениям ближнего так, как к своим собственным достижениям, относись к потерям ближнего так, как к своим собственным потерям."

Пантеизм в признании единства с Вселенной, утверждает, что причинять ущерб земле, значит причинять ущерб себе. Пренебрегать другими формами жизни, значит пренебрегать человеческими жизнями. Для пантеиста максима "возлюби ближнего своего, как самого себя" понимается как призыв под ближними понимать как человеческие, так и нечеловеческие формы жизни.

Из уважения пантеистов к разноообразию окружающего мира следует их уважение и толерантность к разнообразию среди людей. Пантеистская этика выражается в уважении к Вселенной и ответственности за сохранность всех форм жизни.

Harold Wood, Universal Pantheist Society Newsletter, Vol. 2, No. 2, Spring, 1978.

http://pantheism.ru/ethics.php

Комментариев нет:

Отправить комментарий